12 июля 2010 г.

Воспитание чтением

«Читать — это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело» (К.Д. Ушинский).

Чтение лежит в основе духовного воспитания личности. Задача родителей – привить ребенку любовь к чтению. 

В статье «Воспитание чтением: как это происходит?» Ирины Ивановны Тихомировой, кандидата педагогических наук, доцента Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств приведены выдержки из книги «Художественная классика как средство духовного возрождения» ученого В.А. Левидова. Их можно использовать как руководство для родителей применительно к детскому чтению. 

1. Подбирайте произведения детской художественной классики с учетом возрастных потребностей детей и их жизненного опыта. 

Если книга слишком сложна для понимания в определенном возрасте, юный читатель следит за развитием сюжета, выхватывает только то, что лежит на поверхности, упуская из виду сложную психологическую сторону описываемых событий и характеров. Он не может осознать прочитанного, в результате художественное произведение остается непонятым.

2. В отобранных произведениях выделите ситуации, с которыми, или подобными им, может встретиться, или уже встречался ребенок в реальной жизни. Вскройте воспитательный потенциал этих ситуаций. Продумайте, какие законы душевной жизни сконцентрированы в них.

Замечательная семейная традиция – читать и обсуждать книги. Обсуждая с ребенком на равных поступки героев и ситуации, описанные в книге, вы построите с ним доверительные отношения, научите его формулировать и высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. 

3. Предложите ребенку изложить свое отношение к ситуации и привести по возможности аналогичные примеры из жизни. С помощью вопросов побудите его высказать свои соображения, почему произошла ситуация, почему каждый из героев вел себя именно так, а не иначе, одинаковыми ли мотивами они руководствовались, как это сказалось или могло сказаться на судьбах других людей. 

Это научит ребенка тщательно взвешивать свои слова и поступки, он будет задумываться о том, как они повлияют на чувства и настроение близких ему людей. Очень важно научить ребенка сопереживать, любить, жалеть и прощать – это основная задача духовного воспитания в семье, и помочь в этом могут прекрасные произведения писателей-классиков.

4. Родители могут проиграть разбираемую в книге ситуацию в виде ролевой игры, с тем, чтобы ребенку было легче представить себя на месте персонажей и действовать с их позиции. Начинать такого рода работу можно с самого раннего возраста, когда ребенок наиболее активно впитывает и осваивает нравственный опыт.

5. Обратите внимание на то, что и как читает ваш ребенок, чтобы книга из доброго друга и наставника не превратилась во врага. Сформировать у ребенка иммунитет к низкопробным книгам, авторы которых ставят под сомнение ценность традиционных святынь – труда, семьи, любви к Родине – задача не только учителей, но и родителей.

http://www.familyfriends.ru/family-tradition/raising-reading/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

посетителей на моём сайте!