6 августа 2011 г.

Дети и взрослая жизнь родителей: на что стоит обратить внимание

Взрослые и дети живут под одной крышей, обитая при этом в разных мирах. Взрослые удивляются детской непосредственности и активности, а детей настораживают многие аспекты поведения взрослых. Зачем они курят, организовывают большие застолья, придя домой, не прыгают и не бегают, а усаживаются в кресло и смотрят весь вечер телевизор. И много других неясностей удивляют и интересуют детей во взрослой жизни.

Родители должны всегда помнить о том, что дети очень охотно и внимательно следят за поведением взрослых. В контексте этого правила, вот на что надо обратить внимание.

1. Свои сильные эмоции и чувства (независимо от того, радость это или эмоции, связанные с жизненными проблемами), надо сдерживать, особенно в присутствии детей. Взрыв ярости, отчаяния или безудержной радости родители могут забыть через несколько недель, а вот для детей это будет ярким примером того, как себя надо вести. Эмоции – это двигатель нашей жизни, но они должны быть контролируемыми, особенно в присутствии детей.

Вывод: после бурного выяснения отношений между супругами о том, кто главный в семье, ребенку непросто объяснить, что кричать на людей некрасиво. Выяснять отношения надо в спокойной манере – эта привычка полезна и взрослым, и детям.

2. Дети великолепно чувствуют и копируют не только эмоции взрослых, но и их привычки, манеру общения.

Например, если родители любят или по необходимости долго разговаривают по мобильному телефону, прижимая аппарат плечом к уху, дети будут делать то же самое, даже если у них ещё нет телефона. Они будут прижимать к уху любую похожую игрушку. У взрослых скелет уже сформировался, и перекошенные плечи вряд ли способны испортить осанку, а вот у детей такая дурная привычка может стать одной из причин развития сколиоза. Еще пример: сидеть, закинув ногу за ногу. При такой позиции нарушается кровообращение в ногах. Для взрослых это может и не представлять опасности, а детский организм реагирует на такое плохо. Можно привести еще много примеров: громкий звук телевизора, долгое сидение за компьютером, разбросанная обувь у входа и вещи в зале. Взрослым кажется, что ничего страшного, а у детей формируются зачатки многих проблем.

Вывод: дети подражают взрослым не только в хорошем поведении, но и в плохом. Контролируя собственные привычки, мы формируем у ребенка навыки, с которыми ему в дальнейшем будет легче жить и работать.

3. Полностью объяснить детям все особенности взрослой жизни не получится, точно также не выйдет полностью изолировать детей от нюансов взрослой жизни. Любая из этих крайностей обречена на провал и только ухудшит процесс познания детьми жизни. Оптимальное поведение взрослых лежит посередине: не стоит прятать детей, чтобы они не мешали, например, во время застолья, но и угощать ребенка пивом, когда ему 5 лет, тоже не вариант нормального поведения родителей.

4. Дети прекрасно поймут, как себя надо вести в той или иной ситуации при условии, если между ними и родителями будет налажен диалог и доверительные отношения, которые можно достичь только при регулярном общении. Дети часто не любят, боятся или стесняются отвечать на прямые вопросы, но вот во время игры или беседы на отвлечённые темы родителям легко узнать, о чём думает ребёнок и ответить на потаенные его вопросы, тем самым устранив различного рода комплексы и зажатости в поведении. Необходимо только желание внимательно выслушивать детей: они сами все расскажут, задача родителей – выслушать их (что, к сожалению, многие родители не делают, полагая, что дети им что-то новое рассказать не могут) и внести ясность в их миропонимание. Для этого не надо иметь специального образования, нужна любовь, внимательность и желание.

Вывод: секретный ключ к взаимопониманию между родителями и детьми по всем аспектам как взрослой, так и детской жизни – это регулярное общение и доверительные отношения.

5. Есть элементы взрослой жизни, к которым мы привыкли, но для детей они абсолютно чужды, непонятны, но безумно интересны. Например: курение, бурные застолья в праздники и так далее. В этом случае надо, прежде всего, помнить о том, что детей привлекают и интересуют не столько сами по себе события из жизни взрослых, а отношение взрослых к этим элементам жизни.

Например: курение. Каждый взрослый человек знает, что это вредно и не хочет, чтобы дети пристрастились к пагубной привычке, но многие при этом сами курят. Если родители будут стараться курить тайком, скрывая (а на 100% сделать это нельзя) от детей свою привычку, – это приведет только к повышенному интересу детей к курению. Другой крайний вариант: родители курят везде, где это возможно (кухня, зал, при этом пепельницы находятся тоже везде). Такая ситуация вобьет в голову детей мысль о том, что курить НАДО, что это обязательный элемент "взрослой" жизни. Такая ситуация практически наверняка будет способствовать началу курения детей в раннем возрасте. Мудрые родители не будут афишировать привычку курить, но при этом не будут делать это тайком от детей. Дети сами спросят, что это такое и для чего надо. Можно ответить примерно следующее: "Некоторые взрослые курят. Когда ты подрастешь, сынок (дочка), то сам решишь, надо тебе это или нет". Когда у ребенка еще нет полноценного интереса к курению, не стоит категорически запрещать – ведь, как известно, запретный плод сладок и интересен. Кардинальные меры надо применять только в случае, если вы заметили, что ребенок действительно начал курить.

Родители на собственном примере должны показать, научить и проконтролировать, как ребенок учится этим действиям. Помните, что большую часть времени суток дети находятся в семье, а не в школе.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

посетителей на моём сайте!